Региональная инновационная площадка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 36

г.Рыбинска  Ярославской области

Региональная инновационная площадка

 

   

Инновационный проект

 

«Центр медиации в образовательной организации

на основе новых финансовых механизмов»

Разработчики:

                                           Шуйгина Марина Валентиновна,

                                директор МОУ СОШ №36

                                         Кашарайло Ольга Васильевна,

                                       заместитель директора по ВР

                                                       Благовещенская Елена Владимировна,

                                          заместитель директора по УВР

                             Научный руководитель:

                           Заведующий кафедрой

                                               общей педагогики   и   психологии

                ГОАУ ЯО ИРО,

                                                                                                                         кандидат педагогических наук

                                                                                                                     Назарова Инна Григорьевна

 

Краткое описание проекта

 

Современное общество, характеризующееся социальным расслоением, ослаблением роли семьи как фундаментального института общества, стабильно высоким уровнем асоциальных проявлений, усиливающимися миграционными процессами,  остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Метод школьной медиации направлен на решение этих задач в работе с детьми.

По результатам федерального мониторинга во всех образовательных организациях на 01.09. 2017 года созданы службы школьной медиации (далее СШМ), но их деятельность носит формальный характер.

Причины данной ситуации очевидны:

1.                отсутствие  нормативно-правового, программно-методического сопровождения деятельности СШМ;

2.                отсутствие инструментов по организации служб медиации;

3.                отсутствие квалифицированных кадров - медиаторов;

4.                ограниченность образовательных учреждений, обучающих специальности - медиатор;

5.                ограниченность финансовых средств в ОО, необходимых для обучения кадров.

В нашей школе (МОУ СОШ №36 города Рыбинска) деятельность по организации СШМ ведется с 2015 года. Работа проделана  большая, но формальный характер существования Школьной службы примирения (так данная служба называлась в нашей школе), нам также не удалось избежать. Не смотря на информационность всех участников образовательных отношений о целях Школьной службы примирения,  количество обращений в период с 2015 по 2016 год равно нулю. 

 Это вовсе не означает, что в нашей школе нет конфликтов.

МОУ СОШ №36 располагается в локальном, удаленном от центра микрорайоне Переборы. Промышленные предприятия, находящиеся на его территории  работают не на полную мощность, что вынуждает молодые семьи переезжать в другие районы, а выпускники школы после окончания ВУЗов в других городах редко возвращаются домой. Низкие цены на жилье привлекают в микрорайон людей пожилого возраста  и трудоспособного населения с проявлениями  асоциального поведения (подобные локальные микрорайоны есть во всех МР Ярославской области).

В школе обучается более 600 воспитанников, 20 человек состоят на внутришкольном учете, за учебный год более 63 учащихся с их родителями (законными представителями) были приглашены на заседания Совета профилактики, 8 человек  состоит на учете ТКДНиЗП, а число обращений  к администрации для разрешения разного рода конфликтный ситуаций превышает полутора сотен.

Проведя опрос участников образовательных отношений, к причинам, способствующим формальному существованию СШМ,  мы  добавили следующие:

1.                участники образовательных отношений не имеют нужного уровня знаний о медиации как инструменте разрешения конфликтных ситуаций;

2.                отсутствие у учащихся, родителей (законных представителей), педагогов компетенций о конструктивном взаимодействии т.к. инструментами разрешения конфликта были названы: обращение к администрации школы, в полицию; «разборки» после уроков; уклонение от конфликта (всё перечисленное не является инструментами решающими  конфликтную ситуацию с помощью конструктивного взаимодействия участников конфликта, более того, силовое решение конфликта лишь усугубляет ситуацию).

Отсюда нами была сформулирована основная проблема, объясняющая формальный характер деятельности СШМ:

«Не понимая сути конструктивного взаимодействия, не имея компетенций в области конфликтологии, медиация – как инструмент разрешения конфликтных ситуаций будет оставаться  инородным нововведением, не принимаемым участниками образовательных отношений».  

Основная идея проектного решения: внедрить новую модель СШМ – Центр медиации, который предоставляет комплекс услуг на основе эффективных экономических отношений.

Просветительская площадка Центра медиации реализует разработанные проектной группой программы, направленные на формирование компетенций конструктивного взаимодействия. Механизм осуществления просветительской деятельности:

1.     внеурочная деятельность (для учащихся начального и основного уровней обучения);

2.     дополнительное образование (кружок) (для учащихся среднего уровня обучения);

3.     лекторий для родителей;

4.     цикл тематических семинаров  

Обучающая площадка Центра медиации реализует разработанную программу внутрифирменного обучения «Школьная медиация». Данной услугой могут воспользоваться учащиеся 7-11 классов, которые по окончанию обучения включаются в деятельность Центра на всех трех площадках в следующих качествах:

·                   медиаторами, при разрешении конфликтных ситуаций уровня «ученик-ученик»;

·                   лекторами, в процессе реализации просветительских  программ Центра;

·                   тьюторами, в процессе обучения новой группы учащихся-медиаторов.

Важным условием для обучающихся по программе «Школьная медиация» является обязательное их участие в одной из предлагаемых просветительских программ в рамках деятельности Центра медиации в роли  слушателя.

Обучающая площадка дает возможность пополнять число медиаторов – учащихся, т.к.  имеет место быть ежегодный отток (выпускники 9-х, 11-х классов, покидающие школу). 

Механизмом стимулирования участия учащихся в деятельности Центра медиации стала фиксация баллов в индивидуальной книжке волонтера.

Заказчиками третьей площадки – площадки медиации,  могут стать все участники образовательной организации. Основными инструментами проводимых на ней примирительных процедур являются: восстановительная медиация, семейная конференция и круги сообществ. Процедуры проводят - специалист, имеющий квалификацию медиатора и медиаторы – учащиеся, обученные по программе «Школьная медиация».

Для эффективности деятельности Центра медиации проектное решение предлагает организацию сетевого взаимодействия образовательных организаций локального микрорайона. Это даст возможность минимизировать следующие риски:

1.                отсутствие финансов для обучения нужного количества специалистов необходимых для квалифицированной деятельности Центра медиации и стимулирования его сотрудников;

2.                отсутствие в Центре квалифицированного специалиста – медиатора.

Реализация проекта обеспечит дальнейшее формирование развивающей образовательной среды, и, как следствие этого, ожидаются следующие эффекты:

·                   формирование позитивного образа общеобразовательных учреждений; 

·                   достижение обучающимися высокого уровня социальной зрелости, повышение их конкурентоспособности на рынке труда;

·                   снижение психологической и социальной напряженности в детской, подростковой и молодежной среде;

·                   повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образовательного процесса.

Несмотря на то, что данное проектное решение носит социально значимый характер и все программы разрабатываются и реализуются с целью решения жизненно важных для общества проблем, а не для получения экономических эффектов, все же мы включили финансовые  механизмы в деятельность Центра медиации и предлагаем на платной основе оказание услуг для социума микрорайона. Это позволит привлечь  внебюджетные средства, которые позволят осуществлять деятельность Центра медиации на основе самофинансирования.

         Перспективами развития данного проекта могут стать:

- межведомственное взаимодействие всех органов и организаций, участвующих в работе с детьми и подростками.

 

 Сроки реализации проекта:  2017-2019 гг.

 

Дата последнего обновления страницы 10.05.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»