Проект "Центр медиации в образовательной организации на основе новых финансовых механизмов"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 36

г.Рыбинска  Ярославской области

Проект "Центр медиации в образовательной организации на основе новых финансовых механизмов"

 

Заявление на участие в конкурсном отборе на присвоение статуса региональной инновационной площадки

 

 

Государственное образовательное автономное учреждение

Ярославской области

«Институт развития образования»

 

Кафедра общей педагогики и психологии

 

Инновационный проект

 

«Центр медиации в образовательной организации на основе новых финансовых механизмов»

 

 

 

 

           Разработчики:

            Шуйгина Марина Валентиновна,

                                                  директор МОУ СОШ №36

         Кашарайло Ольга Васильевна,

                                                       заместитель директора по ВР

                                                                      Благовещенская Елена Владимировна,

                                                          заместитель директора по УВР

 

Научный руководитель:

                                           Заведующий кафедрой

                                                               общей педагогики   и   психологии

                                 ГОАУ ЯО ИРО,

                                                        кандидат педагогических наук

                                                    Назарова Инна Григорьевна

 

 

 

Ярославль, 2017

Характеристика проекта

 

            Приоритетное направление инновационной деятельности в 2017 году: развитие служб медиации (примирения) в общеобразовательных организациях (в рамках направления «Воспитание и социализация обучающихся. Социальное партнерство»).

           

1.      Цель проекта

- создание Центра медиации в образовательной организации  на основе новых финансовых механизмов (далее Центр) 

 

Задачи проекта:

-        Создание системы профилактики и коррекции правонарушений среди детей и подростков, оказание помощи семье;

-        формирование безопасной социальной среды для защиты и обеспечения прав и интересов детей;

-        гуманизация и гармонизация общественных отношений, в первую очередь с участием детей и подростков;

-        улучшение межведомственного взаимодействия всех органов и организаций, участвующих в работе с детьми и подростками.

(К О Н Ц Е П Ц И Я развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р)

 

2.      Обоснование значимости проекта

 

Современный подход к стратегии развития образования заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка. Поэтому, сегодня каждая образовательная организация стремится к максимальному учету потребностей и склонностей обучающихся, интересов родителей, уделяет приоритетное внимание созданию условий для воспитания и обучения детей, оптимизации деятельности педагогических работников.

Положительный результат реализации приоритетных направлений государственной политики в образовании возможен при соответствующем финансовом обеспечении. Ориентироваться только на бюджетное распределение ресурсов школа не может. И дело не только в том, что бюджетные средства крайне ограничены, а в том, что образовательные организации осваивают  новую для себя миссию – удовлетворение потребностей посредством образовательных услуг.

Внебюджетное финансирование учреждений образования во многих случаях стало нормой жизни. Эффективно организованная система платных образовательных услуг способна, с одной стороны, компенсировать определенный недостаток бюджетного финансирования, а, с другой - сконцентрировать имеющийся потенциал и инициативу для решения повседневных и перспективных задач общеобразовательного учреждения. Эти статьи привлечения средств лежат в основе финансирования инновационного проекта «Центр медиации в образовательной организации на основе новых финансовых механизмов». 

В процессе обучения в образовательной организации каждый учащийся или взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты: становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. При разрешении конфликтов часто остаются не выясненными истинные причины конфликтов и чувства, которые переживают конфликтующие как в ходе конфликта, так и по его завершению, не формируется опыт конструктивного взаимодействия. Метод школьной медиации и способствует решению этих проблем в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

В Ярославской области уже не первый год развивается сеть служб медиации и примирения. В рамках регионального инновационного проекта «Развитие служб медиации в ОО ЯО» разработаны и апробируются разнообразные модели служб медиации и примирения. МОУ СОШ №36 представляет на конкурс разработку ещё одной специфической модели, модели Центра медиации.

МОУ СОШ №36 располагается в локальном, удаленном от центра микрорайоне Переборы. Промышленные предприятия, находящиеся на его территории  работают не на полную мощность. Это вынуждает большинство работоспособного населения  ежедневно ездить на работу в центр города, а, следовательно, длительное время отсутствовать дома. Родители не могут должным образом осуществлять контроль поведения своих детей.  Отсутствие перспективы трудоустройства по месту жительства вынуждает молодые семьи переезжать в другие районы. Выпускники школы после окончания ВУЗов в других городах редко возвращаются домой. В тоже время более низкие цены на жилье привлекают в микрорайон людей пожилого возраста  и трудоспособного населения с проявлениями  асоциального поведения. Как результат увеличивается количество воспитанников дошкольных групп и учащихся, проживающих в  семьях находящихся в социально опасном положении или требующих постоянного контроля со стороны субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

            Подобные локальные микрорайоны есть во всех МР Ярославской области. Разработка модели Центра медиации может быть востребована в условиях локальных микрорайонов МР ЯО.

 

3.      Основная идея Проекта

 

- Центр медиации в ОО способствует снижению социальной напряжённости и проявлений конфликтной среды в ОО и в локальном микрорайоне и способствует развитию новых финансовых механизмов ОО

 

4.      Ожидаемые эффекты  и результаты

 

На основе разработанной модели, Центр осуществляет свою деятельность по запросу участников образовательного процесса. Школьный медиатор работает на профессиональной основе по заявлению сторон образовательной организации.

Центр ведёт просветительскую деятельность среди участников образовательного процесса направленную на повышение их психологической культуры, осуществляет подготовку школьных медиаторов.

Комплексная деятельность Центра направлена на снижение негативных последствий конфликтов, возникающих в образовательной организации.   Работа Центра  в дальнейшем  предполагает выход на социум микрорайона.

Такая модель организации работы Центра позволит  в перспективе получить больший эффект и сэкономить бюджетные средства образовательных учреждений социума на подготовку школьных медиаторов и проведение просветительской работы.

Результаты проекта:

1.Разработана, апробирована и представлена к тиражированию модель  Центра медиации.

2.Апробированы новые финансовые механизмы деятельности Центра медиации.

3.Создан пакет рекомендаций по нормативно-правовому, информационно-методическому,  кадровому, материально–техническому и финансовому обеспечению проекта.

4.Центр медиации функционирует в образовательной организации и микрорайоне.

5.Создана система мониторинга  результатов деятельности  Центра.

 

Эффекты:

-        повышение квалификации педагогического коллектива;

-        подготовлены волонтёры в микрорайоне;

-        дополнительные средства, поступающие в бюджет ОО позволят осуществлять самофинансирование деятельности Центра медиации;

-        тиражирование новых финансовых механизмов ОО в РСО

 

5.      Программа реализации Проекта.

Этапы Проекта. План мероприятий.

 

Сроки реализации проекта:  2017-2019 гг.

 

Основные этапы реализации Проекта:

 

I этап - разработческий (2017 г.) - разработка модели Центра медиации в образовательной организации, разработка финансовых механизмов направленных на самоокупаемость деятельности и разработка продуктов: описание модели Центра медиации и механизмов финансирования.

 

II этап – апробационный (2018 г.) – апробация модели Центра медиации в образовательной организации на базе МОУ СОШ №36 и разработка продуктов: программа «Школьный медиатор», методические рекомендации по проведению занятий по теме: «Медиативный подход в разрешении конфликтных ситуаций.

 

III этап -  этап тиражирования и экспертизы (январь - декабрь 2019 г.) – мониторинг деятельности Центра медиации на базе МОУ СОШ №36, разработаны рекомендации по нормативно-правовому, информационно-методическому, кадровому, материально–техническому и финансовому обеспечению проекта,  сборник измерительных материалов оценки эффективности деятельности Центра медиации

 

План мероприятий:

п/п

Наименование задачи

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ожидаемый конечный результат

 

I  этап- разработческий (2017 г.)

 

1

Разработать финансовый механизм и организационную  структуру Центра медиации

Организация заседаний рабочей группы

Март

модель Центра медиации

2

Определить механизм деятельности Центра медиации

Апрель

Положение о деятельности  Центра медиации

3

Организовать нормативно-правовое, информационно-методическое, кадровое, материально–техническое и финансовое обеспечение проекта

Март- ноябрь

Пакет нормативно-правовых документов:

локальные акты:

1. Положение о структурном подразделении

2. Положение о предоставлении платных образовательных услуг

3. Положение о расходовании средств от приносящей доход деятельности

4. Положение о стимулирующих выплатах за счет средств приносящей доход деятельности

5. Должностные инструкции

6.График (расписание) оказания платных образовательных услуг

7. Договор об оказании платных образовательных услуг

8. Порядок ценообразования и расчета за оказание платных образовательных услуг

 

Коллективный договор

Банк информационно-методических материалов.

Обеспечение кадрами штатного расписания Центра медиации. Определены помещения в здании СОШ №36 для деятельности Центра медиации, оснащенные необходимыми техническими средствами.

Финансово-хозяйственная смета обеспечивающая деятельность Центра медиации

4

Создать систему мониторинга  результатов деятельности  Центра

декабрь

Положение о мониторинге деятельности Центра медиации (направления, критерии, методы)

5

Информирование о деятельности Центра медиации

Размещение информации на сайте ОО

 

 

декабрь

Информация о деятельности Центра медиации на сайте ОО

Собрания участников образовательного процесса СОШ №36

Информационные буклеты

 

6

1.      Обмен теоретическими и практическими наработками по заявленной теме

Семинар «Нормативно-правовая база деятельности Центра медиации в образовательной организации»

октябрь

Выработка видения и обмен мнениями по заявленной теме

 

II этап - апробационный (2018 г.)

 

1

Организовать  деятельность Центра медиации в образовательной организации

Совещание членов Центра медиации

январь

Ознакомление кадров с функциональными обязанностями и режимными моментами

Работа Центра медиации

Январь-декабрь

Работа Центра медиации

 

2

Определить механизмы использования  ресурсов Центра медиации  образовательными организациями микрорайона

 

Совещание членов Центра медиации

Сентябрь

Реестр услуг Центра медиации, предоставляемый образовательным организациям микрорайона

3

Информирование субъектов системы образования о деятельности Центра медиации

Размещение информации на сайте ОО об услугах, предоставляемы Центром медиации для образовательных организация микрорайона

 

декабрь

Информация о деятельности Центра медиации на сайте ОО

 

Собрание представителей ОО микрорайона

 

Информационные буклеты

 

4

2.      Обмен теоретическими и практическими наработками по заявленной теме

Семинар «Развитие маркетинговой деятельности и информационно-рекламное обеспечение деятельности Центра медиации»

апрель

Выработка видения и обмен мнениями по заявленной теме

5

Семинар «Инструменты и способы оценки эффективности деятельности Центра медиации»

ноябрь

 

III этап – этап тиражирования и экспертизы (2019 г.)

 

1

Мониторинг  и результатов деятельности  Центра

 

Процедура мониторинга

Январь-апрель

Аналитический отчет

2

Рекомендации по организации работы Центра медиации на внебюджетной основе для жителей микрорайона

Описание опыта деятельности Центра медиации

Октябрь - ноябрь

Методические рекомендации

3

Использование  ресурсов Центра медиации  образовательными организациями микрорайона

Работа Центра медиации

Январь-декабрь

Работа Центра медиации по запросу

4

Обмен теоретическими и практическими наработками по заявленной теме

Семинар-тренинг «Ценности восстановительного водхода»

апрель

Выработка видения и обмен мнениями по заявленной теме

5

 

Семинар ««Центр медиации» – новая финансово-экономическая модель предоставления дополнительных услуг образовательной организацией»»

ноябрь

 

6.      Характеристика методических и кадровых ресурсов Проекта

 

МОУ СОШ №36 имеет для реализации проекта следующие ресурсы:

Информационно-методические:

- информационно-методические ресурсы обеспечения управленческой деятельности:  Штатное расписание, финансово - хозяйственная смета, реестр платных образовательных услуг, график (расписание) оказания платных услуг, учебный план по реализации программ внутрифирменного обучения, аналитические справки по результатам деятельности Центра медиации, сайт ОО;

- информационно-методические ресурсы обеспечения учебной деятельности Центра медиации: программы внутрифирменного обучения, печатные и электронные носители учебной (образовательной) информации, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы, сайт ОО, интернет ресурсы, семинары-практикумы и т.д.

 

Кадровые:

- руководитель проекта, разработчики проекта и педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации по теме: «Медиация: подходы, практика, инструменты»;

- учащиеся-медиаторы, прошедшие обучение по программе внутрифирменного обучения «Школьная медиация»;

- группа родителей, имеющих представление о медиации, представленной в ходе цикла родительских собраний по теме «Восстановительный способ разрешения конфликтов»

-  педагог- психолог, прошедший курсы повышения квалификации по теме: «Медиация: подходы, практика, инструменты».

 

Материально-технические: учебные кабинеты и иные помещения образовательной организации, используемые Центром медиации, компьютерное оборудование, множительная и копировальная техника, демонстрационное и интерактивное оборудование

 

Финансовые:

Финансовый механизм реализации проекта имеет следующую структуру:

- финансовый метод (действующий в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов);

- финансовый рычаг (прибыль, доходы, экономические фонды целевого назначения);

- правовое обеспечение (законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы);

- нормативное обеспечение (инструкции, методические указания и разъяснения и т.п.).

В результате запуска желаемого механизма финансирования деятельность Центра медиации выйти на уровень самофинансирования. Доход от деятельности Центра будет направлен на возмещение собственных издержек по выполнению работы, а также получение прибыли для организации мероприятий, направленных на развитие и расширении сфер деятельности Центра.

Таким образом, финансирование на начальном этапе может осуществляться из следующих источников:

-        бюджет учредителя;

-        спонсорские средства;

-        собственные средства (средства, получаемые от участия образовательной организацией в конкурсном движении – гранты).

В последствии структура финансовых потоков изменится:

- внебюджетные средства (доходы от самостоятельной деятельности)

- спонсорские средства, пожертвования

 

7. Условия, необходимые для реализации проекта

 

1.      Организационные условия.

Научное руководство проектом - Назарова Инна Григорьевна заведующий кафедрой общей педагогики   и   психологии ГОАУ   ЯО ИРО, кандидат педагогических наук - научно-методическое сопровождение проекта.                                           

Административное руководство проектом - Шуйгина Марина Валентиновна, директор школы – нормативно-правовое сопровождение проекта.

Благовещенская Елена Владимировна, заместитель директора по УВР, Кашарайло Ольга Васильевна, заместитель директора по ВР – координаторы и кураторы деятельности Центра медиации – координирование деятельности участников Центра, учебно-методическое сопровождение проекта.

Пермякова Анастасия Викторовна, школьный психолог – куратор процесса медиации в Центре, психологическое сопровождение проекта, руководитель просветительского и обучающего направления деятельности Центра.

Зараменских Надежда Владимировна, заместитель директора по ИКТ – информационное сопровождение проекта и руководитель мониторинга деятельности Центра медиации.;

Соколова Ольга Сергеевна, педагог – медиатор, Дуксин Родион Сергеевич, Кукушкина Дарья Сергеевна, учащиеся – медиаторы – обеспечивают деятельность медиативного направления Центра.

 

2.      Информационно-методические условия.

Информационно-методические ресурсы обеспечивают управленческую и практическую деятельность Центра медиации.

 

3.      Технические условия.

Необходимы технические средства для организации, реализации и сопровождения деятельности Центра медиации в школе есть. Они позволят достигать степени удовлетворения запроса заказчика.

 

4.      Финансовые условия.

п/п

Направления

Год

Источники финансирования

Объем финансирования (тыс. руб.)

1

Приобретение расходных материалов для организации деятельности Центра медиации

2017

Бюджетные средства; спонсорские средства;

собственные средства (средства, получаемые от участия образовательной организацией в конкурсном движении – гранты)

 

10

2

Реклама деятельности Центра медиации.

 

2017-2019

Бюджетные средства; спонсорские средства;

собственные средства (средства, получаемые от участия образовательной организацией в конкурсном движении – гранты); внебюджетные средства

 

10

3

Презентация результатов деятельности Центра медиации и продвижение  услуг Центра

2017-2019

Бюджетные средства; спонсорские средства;

собственные средства (средства, получаемые от участия образовательной организацией в конкурсном движении – гранты); внебюджетные средства

 

50

4

Учебно-методическое обеспечение проекта (учебные пособия, рабочие тетради, методическая литература)

2017

Бюджетные средства; спонсорские средства;

собственные средства (средства, получаемые от участия образовательной организацией в конкурсном движении – гранты)

 

150

4

Повышение квалификации участников проекта

В течении всего проекта

Бюджетные средства; спонсорские средства;

собственные средства (средства, получаемые от участия образовательной организацией в конкурсном движении – гранты)

 

50

5

Распространение опыта реализации проекта

2019

Внебюджетные средства

30

ИТОГО

300

 

 

8.      Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

 

Внутренняя и внешняя экспертиза результатов деятельности Центра медиации.

 

9.      Предложения по распространению и внедрению результатов

 

1.         Размещение проектных продуктов на сайте ОО.

2.         Размещение статей по теме проекта в периодических изданиях по профилю проекта

3.         Участие в межведомственных конференциях, семинарах, вебинарах, круглых столах по профилю проекта

4.         В 2019 году будет представлен опыт реализации проекта в рамках конференции «Новые финансовые механизмы как инструмент реализации инновационных образовательных инициатив»

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»