Проект "Школа - территория развития общественных инициатив"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 36

г.Рыбинска  Ярославской области

Проект "Школа - территория развития общественных инициатив"

 

     

Подпроект «Взаимодействия Школьной Службы Примирения с учреждениями системы профилактики как ресурс формирования гуманной и безопасной среды в образовательном учреждении»

 

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.

Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования - модернизация самой модели управления этой системой, предполагающий переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" в качестве одного из принципов государственной политики в области образования определен государственно-общественный характер управления образованием, который предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения.

В настоящее время появились такие органы государственно-общественного управления как:

- Попечительский совет;

- Управляющий совет;

- Наблюдательный совет;

- Орган разработки стратегического развития школы;

- Совет учредителей;

- Инновационный совет;

- Научно-методический совет;

- Школьный парламент и др.

Признавая достаточно выстроенной и продолжающей совершенствоваться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях государственную составляющую государственно-общественного управления, следует обратить внимание на проблемы, которые существуют в его общественном компоненте.

Во-первых, в нашей стране не сформировалась традиция государственно-общественного управления образованием.

Во-вторых, существует проблема компетенции участников государственно-общественного управления образованием.

В-третьих, имеет место недостаток информации, которая в доступной и, вместе с тем, аналитической форме представляет общественности результативность реализации государственно-общественного управления образованием.

В-четвертых, на сегодняшний день невысокой остается мотивация руководителей образовательных учреждений к введению государственно-общественного управления образованием.

Круг проблем, возникающих в процессе реализации государственно-общественного управления образованием можно продолжить. Но уже те, что представлены выше, позволяют констатировать, что развитие этого процесса, с одной стороны, является необходимым условием дальнейшего реформирования российского образования, а с другой, не может и не должно чрезмерно ускоряться посредством давления «сверху». В противном случае эффективность общественной составляющей управления образованием будет крайне невысокой.

Но так или иначе, анализ имеющейся  правовой базы и наработанной организационно-управленческой практики позволяет сделать вывод, что наиболее эффективное управление школой дают модели, предусматривающие разделение полномочий и ответственности между общественными и государственными органами управления образовательными учреждениями. При этом демонстрируется невозможность использования одних и тех же управленческих «лекал» для всех образовательных учреждений, равно как и одновременный переход образовательных учреждений к внедрению каких-либо показавших свою эффективность управленческих решений.

         Участники образовательного процесса в каждой школе должны осознать необходимость и полезность для них тех или иных шагов по расширению общественного участия в управлении образовательным учреждением. Шаги эти должны быть последовательными и постепенными. Опыт показывает, что желание враз выйти на тот уровень государственно-общественного управления, к которому развитые в этом отношении школы шли долгие годы, часто приводит к крушению планов и разочарованию.

Необходимость реорганизации структуры управления школой стоит и перед МОУ СОШ №36.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 была основана в 1961 году и отметила свой 50- летний юбилей.

         Школа расположена в локальном микрорайоне Переборы, города Рыбинска, удаленность от которого составляет 12 км. Ведущим предприятием в поселке являются ОАО «Рыбинсккабель» и ОАО «Гидромеханизации».

Микрорайон имеет  инфраструктуру необходимую для нормального проживания социума: 5 учреждений дошкольного образования,2 учреждения школьного образования, МУК КДК «Переборы», спортивная школа «Переборец», филиал муниципального Центра детского туризма и экскурсий, детский центр «Исток»; ДМШ №3, городская больница №4 и ее филиалы: детская и взрослая поликлиника; 3 библиотеки, фонд одной из которых специализирован для детского чтения, детский парк с аттракционами,  причал для речного транспорта, гостиничный комплекс «Волга», сеть магазинов продовольственных и промышленных товаров.

За время существования в школе сложились свои традиции, обычаи, установились стабильные партнерские связи.

         Являясь средней школой в локальном микрорайоне, осуществляя образовательную деятельность на протяжении полувека,  учреждение имеет в числе своих выпускников  представителей практически каждой семьи, проживающей в поселке и формирующих общественное мнение о ее работе и принятия решения  о месте обучения своих детей.

Все процессы, связанные со школой, затрагивают тем или иным образом интересы населения микрорайона. При взаимодействии субъектов образовательного процесса случаются моменты напряженности, непонимания, а отсюда и непринятие процессов, происходящих в школе,что существенно препятствует процессу качественного обучения. Возникает разрыв между запросом социума и предоставляющим школой результатом в виде выпускника.Для сокращения данного разрыва интересов требуются специальные усилия для согласования интересов сторон, предотвращения возможных конфликтов и их цивилизованного разрешения в случае возникновения. Важным в достижении консолидации интересов стало внедрение модели государственно-общественного управления в образовательном учреждении – Управляющего совета,  института общественного участия  в образовательной деятельности как важного условия открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования, органа ученического самоуправления – Парламента.

Опыт работы данных органов показывает, что сам факт их наличия еще нельзя рассматривать как признак государственно-общественного управления в том надлежащем виде, который был заложен в Концепции Федеральной целевой программы развития образования, так как очень часто данная структура лишь ограничивается согласием с решением, предлагаемым образовательным учреждением. Данные коллегиальные органы, не наделены реальными полномочиями по принятию управленческих решений, обязательных для выполнения участниками образовательного процесса в “своей” образовательной системе.

При отсутствии эффективной системы управления ОУ, предоставляющей возможность каждому участнику образовательного процесса быть услышанным, влиять на принимаемые решения, необходимо создать условия для экспериментальной отработки конкретных процедур общественного участия в управлении школой.  С этой целью необходимо включать механизмы, мероприятия, которые станут своего рода «переговорными площадками», способствующие развитию самоуправления  и соуправления  всех участников образовательного процесса, научат конструктивно вести диалог и коллегиально принимать решения.

Проект по реорганизации системы управления ОУ «Школа – территория развития общественных инициатив», осуществляемый в МОУ СОШ №36 органично согласуется с городской целевой  программой «Развитие системы образования городского округа город Рыбинск на 2012-2015 годы», направленной на обеспечение устойчивого развития системы образования, доступности, эффективности и повышения качества предоставляемых образовательных услуг в соответствии с приоритетными направлениями развития российского образования. Программа одним из механизмов достижения результата называет развитие общественных инициатив  системе образования, т.к. базовой основой успешного развития любой административной территории является наличие активного общества, способного самостоятельно выявлять проблемы и, объединив усилия, вносить необходимые позитивные изменения.

 

Приказ об организации реализации инициативного проекта

Инициативный проект МОУ СОШ № 36 "Школа - территория развития общественных инициатив"

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»